ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации. Социализация, таким образом, есть процесс вхождения ребенка в социальную среду, включающий в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей — в общем, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием.

Последнее представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной задачей взрослого здесь является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.

В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социально дезадаптированных детей: недисциплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые с отклоняшимся поведением, склонные к правонарушениям, социально запущенные и т. д. Чаще всего эти термины употребляются как синонимы; некоторые авторы распределяют их по степени нарастания социальной дезадаптации. Например, сначала недисциплинированность, потом это переходит в трудновоспигуемость, потом в педагогическую запущенность, социальную и т. д.

Нам представляется, что термин «трудновоспитуемость» является наиболее удачным, поскольку семантика этого слова отражает суть процесса социальной дезадаптации формирующейся личности, включая в себя три элемента: воспитатель, ребенок и их взаимодействие. Трудновоспитуемость проявляется в сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям взрослого. Трудновоспитуемость несовершеннолетних является следствием недостаточного усвоения ребенком положительного социального опыта. В то же время, отмечая трудновоспитуемость ученика, мы еще не вправе делать вывод о наличии отклонений в его нравственном развитии, поскольку его сопротивляемость педагогическим воздействиям может порождаться другими элементами данного явления: самим воспитателем либо характером взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Еще меньше оснований мы имеем для того, чтобы определенно судить об отклонениях в развитии личности или психики трудновоспитуемого ученика. Более того, наши исследования показывают, что далеко не все дети, сопротивляющиеся педагогическим воздействиям и нарушающие нормы поведения (т. е. по всем признакам социально дезадаптированные), являются трудновоспитуемыми. И, наконец, степень трудновоспитуемость несовершеннолетних далеко не всегда определяется частотой отрицательных проявлений, их демонстративностью и яркостью.

Насколько связано социально дезадаптированное поведение (и его основное проявление — трудновоспитуемостъ несовершеннолетних) с отклонениями в психическом и личностном развитии? Связь эта весьма своеобразна. В некоторых случаях патопсихологическая симптоматика связана с социальной дезадаптацией, в других поведение подростков, относящихся по своему развитию к психической норме, настолько социально дезадаптировано, что вызывает серьезную тревогу у окружающих. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью работы с несовершеннолетними, которым свойственно социально дезадаптированное поведение; с другой стороны, с тем, что учителя, воспитатели, школьные психологи обязательно сталкиваются с необходимостью работать с этим контингентом учащихся и часто. именно им предстоит осуществлять первичную дифференциацию, выяснять причины нарушения процесса социализации и, по возможности, решать вопрос о том, как устранить их либо последствия.

Комментариев нет

В рубрике Актуально, Воспитательная система, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *