Разноаспектный анализ текста

Разноаспектный анализ текста необходим в процессе всего обучения в школе. Умение анализировать текст поможет вам при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Выполните задания, приведенные ниже, изучив основные термины и понятия.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Выполните задания к тексту:

Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах (не)было видно н… клочка снега и грязное место зам…нилось бл…стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже стекали последние капли и в п…лисаднике на деревьях надувались поч(?)ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями з…ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и пртал…нки, п…хучая свеж…сть в воздухе и (нежно)голубое небо.

Все предметы были освещ…(н,нн)ы ярко и комната пов…селела. Какое(то) новое для меня чу…ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выбивались ( ярко)зелёные иглы травы бл…стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце всё мне говорило про красоту счастье и добр…детель. (По Л.Толстому)

  1. Прочитайте текст, перепишите, вставляя пропущенные орфограммы.
  2. Определите стиль речи. Назовите характерные для стиля средства языка, придающие тексту поэтическую тональность (обратите внимание на особенности синтаксического стиля речи, порядок слов в предложении).
  3. Определите тип речи и объясните особенности употребления в тексте видовременных форм глагола.
  4. Составьте схему последних предложений первого и второго абзацев. Объясните постановку знаков препинания.
  5. Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
  6. В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
  7. В словах каких частей речи пишется дефис? (На примерах данного текста)
  8. Объясните написание Н и НН в суффиксах.

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.