Наблюдение

nablyudenie

наблюдение

В предыдущей статье мы говорили о методах наблюдения и беседы. В данной статье рассмотрим раздел «Наблюдение».

Первый раздел карты «Наблюдение» отражает различные особенности поведения и внешнего вила ребенка, которые можно наблюдать в процессе простого психологического обследования.

  1. I. Первый пункт посвящен общему внешнему виду, впечатлению, которое производит ребенок, его физическим особенностям, опрятности, ухоженности и т.д. Прежде всего следует обратить внимание на общий соматотип. Рост и вес ребенка мы знаем заранее, они отнесены в таблицу отклонения данных роста и веса от нормы, поэ­тому в карте эти данные не учитываются.

При оценке внешнего вида прежде всего следует определить тип телосложения ребенка: астенический, атлетический или пикнический. Эти понятия, применительно к детям, носят ограниченный характер, но являются довольно привычными и помогают нам составить о ребенке определенное впечатление. Впечатление тучности, излишнего веса отмечаем прежде всего по тому, что некоторые дети выглядят излишне полными, иногда с медицинской точки зрения эта полнота может быть более явной, чем показатели роста и веса ребенка. Подобным образом отмечаем наличие каких-либо физических недостатков или диспропорций; это следует сделать для того, чтобы не забыть их подробно описать в заключении после окончания обследования. Некоторые дети физически выглядят более развитыми, чем это характерно для их возраста, другие же, наоборот, менее развитыми.

Далее с этим связано (но это понятие не тождественно предыдущему) наличие или отсутствие у испытуемых ярко выраженной склонности к маскулинизации или феминизации. Важными являются случаи, когда мальчик по своему внешнему виду напоминает скорее девочку, а девочка — мальчика. Но, безусловно, многое зависит и от общего впечатления, которое производит ребенок: от его прически, одежды и т.п., т.е. иногда следует выходить за рамки категории «чистого» соматотипа. С определением уровня развития, маскулинных или феминных черт тесно связано выявление вторичных половых признаков (у девочек — грудь, бедра, у мальчиков — плечи, раннее появление растительности).

Далее наблюдение переходит на осанку ребенка, на то, как он держится: скованно, напряженно, вяло, свободно.

Лицо может быть узким, широким, полным, приятным, классическим, нежным, грубым, неправильным, более или менее выразительным, может быть смешным, производить впечатление пышущего здоровьем или болезненного, симпатичным или несимпатичным. Далее следует обратить внимание на особые приметы (более или менее заметные бородавки, шрамы, родимые пятна и т.п.).

Мимику и жестикуляцию оцениваем согласно общему производимому впечатлению: невыразительная, живая, драматическая, чрезмерная, несоответствующая, стереотипная, скованная. Особое внимание следует обратить на выражение глаз и губ, а также на жестикуляцию рук, соответствует ли выражение глаз общему впечатлению, которое создается в процессе общения с ребенком. Это общее впечатление часто отражает лишь «фасад» поведения ребенка. Важно обратить внимание и на кожу: розовая она или бледная, чистая или покрыта сыпью и т.п., нежная, слишком жирная, есть ли веснушки. Следует присмотреться также к зубам (правильны ли они, не кариозны ли). Ухоженные зубы свидетельствуют о заботе родителей о детях и наоборот.

Чистота тела — еще один очень важный показатель. Следует обратить внимание на руки, ногти, уши, волосы, шею, воротник, одежду и обувь.

По прическе можно судить об аккуратности и вкусе. Здесь необходимо отметить, насколько оригинальна прическа. При этом не следует забывать о том, что иногда, особенно у мальчиков, прическа является выражением своего рода протеста против общепринятых норм. У девочек следует обратить внимание на руки (ухоженные ли они, есть ли маникюр) и сделать выводы об их вкусе, отношении к украшениям, роскоши.

При оценке одежды отмечаем, модная ли она, простая, дорогостоящая, экстравагантная, аккуратная, со вкусом, бывшая в починке, соответствующая ли размеру, поврежденная или слишком заношенная; кроме того следует отметить, идет ли она ребенку.

  1. Результаты наблюдений за различными аспектами словесных проявлений ребенка заносятся в пункт, характеризующий речь, необходимую информацию может предоставить наблюдение за голосом. Иногда забывают о той роли, которую он играет в отношениях между людьми. На наше впечатление о ребенке оказывает влияние в первую очередь интенсивность голоса: одно впечатление у нас складывается о ребенке, который говорит громко или кричит, и совсем другое — о ребенке, который, наоборот, разговаривает почти шепотом. Приятный голос создает положительное впечатление, и наоборот. Подобное действие оказывает монотонность или красивая тембровая окраска голоса.

Личность ребенка помогут раскрыть также следующие две харак­теристики. Например, как дезингибированные, так и аккуратные, собранные дети при разговоре часто перебивают собеседника, говорят торопливо, у робких и депрессивных детей темп речи очень часто бывает замедленным. Следует также отметить, меняется ли скорость речи у ребенка в процессе обследования или остается постоянной. Количественную шкалу можно построить при оценке разговорчивости: многословный — разговорчивый — немногословный — замкнутый — неразговорчивый — задержка речи.

Плохое произношение может быть результатом запоздалого умственного развития, но в то же время и фактором, его обусловливающим. Определение какого-либо вида или целого ряда дефектов также помогает установлению диагноза, например, в случаях так называемой легкой детской энцефалопатии. В карте следует отметить, как ребенок говорит: четко, точно или гнусаво, ворчливо, имеет ли дефекты речи.

О культуре и воспитании ребенка, об общем уровне его умственного развития можно судить по его словарному запасу и специфике словесного общения. Следует отметит, какова его речьразговорная или литературная, употребляет ли он жаргонные выражения, вульгаризмы, инфантильные обороты, иностранные слова, насколько это уместно, имеются ли в речи ребенка недетские разговорные штампы. При наблюдении за изложением его мысли следует отметить, как звучат его слова: неестественно, напыщенно, вычурно, точно ли формулирует то, что хочет сказать, использует ли вспомогательные выражения, простые, краткие, возможно примитивные или грамматически неверные.

Повторение одних и тех же выражений, обычно квалифицируется как отклонение от нормы, но иногда оно встречается и у здоровых детей.

В ходе разговора можно определить, как ребенок выражает свои мысли: последовательно, замедленно, с остановками. С выражением мысли тесно связано качество словесной реакции Следует отметить, как ребенок отвечает на вопросы, насколько его ответы быстры и точны, насколько они, сдержаны, наблюдается ли самоуверенность, некритичность к своим словам. Некоторые дети в процессе разговора постоянно пытаются изменить его тему. Здесь необходимо постараться уяснить причины такого поведения. Дополнительного обследования требуют школьники, имеющие склонность к ведению разговоров с самим собой, т.е. к ведению монологов. Следует также отметить наличие либо отсутствие показателей, которые характеризуются как недостатки в процессе мышления.

В процессе простого психологического обследования необходимо обратить внимание на общую подвижность ребенка. Следует оценить и зафиксировать, повышена ли она, производит ли ребенок впечатление непоседливости или он спокоен, малоподвижен, пассивен. Подвижность определяется в зависимости от быстроты движений, их точности, целесообразности, напряженности (судорожные — напряженные — энергичные, решительные — расслабленные, вялые) и пластичности (красивы ли они, пластичны или наоборот, непластичны, неуклюжи, порывисты, неповоротливы).

  1. Характеристики, сведенные под общей рубрикой «социальное поведение» не относятся к конкретным явлениям, как большинство социальных понятий, приведенных ранее, а служат скорее для их выражения на основании различных проявлений поведения ребенка. Прежде всего следует выяснить, как ребенок устанавливает контакты: навязчиво, быстро, слишком фамильярно, смело, дружески, охотно или медленно, недоверчиво, робко, не стремится ли и избежать установления контакта или совсем не желает уделить внимание собеседнику.

Наблюдение необходимо продолжить определяя, насколько ребенок общителен, выглядит ли это по-детски естественно или принужденно, носит ли установление контактов инфантильный характер или же ребенок чувствует себя при этом явно неловко, неестественно. При этом желательно учитывать как вербальные (речевые), так и невербальные проявления. Необходимо отметить, как ребенок адаптируется в процессе обследования: выглядит ли он постоянно скованным пли наоборот, чувствует себя уверенно на протяжении всего процесса обследования; можно ли говорить о том, что ребенок постепенно приспосабливается к данной обстановке или наоборот, чувствует себя все более неловко. По сложившемуся впечатлению определяем социальную активность как адекватную ситуации или несоответствующую ей; необходимо также установить, носит ли она гипо- или гиперактивный характер. Желательно оценить поведение ребенка и с точки зрения наличия либо отсутствия у него социальных навыков. В некоторых случаях ребенок владеет только их основами. По поведению детей младшего возраста можно с большей долей уверенности судить о качестве их воспитания

и об окружающей их обстановке. На более взрослых детей оказывают влияние, помимо домашнего воспитания, и другие факторы, в некоторых случаях их поведение оказывается совершенно противополож­ным тому, чему их учат в семье.

Особое внимание следует уделить качественным показателям поведения ребенка в обществе. Речь идет о характеристиках, относящихся к следующим четырем известным категориям: доминирование, агрессивность, подчиненность и доверчивость. Следует выяснить, какие из характеристик более точно отражают поведение ребенка: самоуверенный — решительный — упрямый — обращает на себя внимание — хвастливый — подчеркивает свое превосходство — не подчиняется — все отрицает — высокомерный — насмешливый — обидчивый — скрытный — защищается — застенчивый — неуверенный в себе — вызывает сочувствие — назойливый — настойчивый — подчиняется — развито чувство благодарности — пытается пойти навстречу — испытывает удовольствие от общения — непосредственный — улыбчивый — любит шутить — ласковый — доверчивый. Данный перечень является лишь основой для наблюдения и дальнейшего выяснения особенностей поведения ребенка, например, для выяснения того, почему он придерживается именно данной тактики поведения, какие у него появляются преимущества при этом и т.п.

  1. Необходимо дать оценку настроения ребенка на основании обобщения различных внешних проявлений его (мимики, жестикуляции, манеры ведения разговора). Настроение можно охарактеризовать с помощью следующих определений: эйфория, беззаботность, выражение счастья, уравновешенность, серьезность, отсутствие юмора, плохое настроение, тревога. Следует также выяснить, в какой степени настроение ребенка подвержено влиянию внешних факторов: устойчивое (не подвержено воздействию внешних факторов), неустойчивое (меняющееся без очевидных причин).
  2. Поскольку применение специальных психологических Методов предполагает постановку определенных задач, в карте важно зафиксировать позицию, которую занимает ребенок по отношению к стоящим перед ним проблемам, и которая выражается, прежде всего, в степени заинтересованности: от активного отрицания, нежелания или недоверия, равнодушия до противоположной крайности — чрезмерной заинтересованности. Особое внимание следует обратить на то, чем мотивировано подобное поведение обследуемого; действительно ли проявляет он интерес к решению стоящих перед ним вопросов, воспринимает ли он их как игру или руководствуется в своих действиях желанием установить контакт с исследователем, успешно решить поставленную проблему, услышать похвалу в свой адрес, получить обещанную награду, а может быть наоборот, его побуждает боязнь неудачи, упрека или какая-нибудь конкретная форма наказания.

При наблюдении необходимо выявить трудовые навыки и в первую очередь следует уделить внимание рассмотрению приемов работы ребенка. Часто можно сравнительно легко определить, пытается ли обследуемый прежде всего проанализировать стоящую перед ним задачу, причем необходимо уяснить, направлены его действия на достижение целевого решения или он постепенно пробует различные варианты, возможности решения (метод проб и ошибок) либо он выглядит беспомощным и работает хаотично. Обратим внимание на то, как ребенок решает поставленные перед ним задачи: быстро или постепенно, обычным способом, творчески или оригинально, может ли он достаточно быстро приспосабливаться к изменению условий или же наблюдается функциональное отставание, возможно проявление ригидности.

Следующая важная характеристика — темп работы. Он может быть быстрым, постоянным или неравномерным, в некоторых случаях ребенок работает сначала медленно, а затем ускоряет темп работы, или наоборот, начинает работать быстро, а потом медленнее.

С темпом работы тесно связаны такие понятия, как аккуратность и добросовестность. В свою очередь, к ним имеют отношение следующие характеристики: настойчивость и терпеливость. Следует обратить внимание на то, что использование рекомендуемых терминов позволяет составить довольно подробную оценочную шкалу: от чрезмерной, даже неестественной аккуратности и добросовестности пли настойчи­вости и терпеливости до халатности, недобросовестности или недостаточной настойчивости и терпения. Работа с психологическими тестами, как правило, дает возможность наблюдать за тем, как ребенок реагирует на неудачи: агрессивно (выражает свои эмоции в грубой словесной форме, направленной на исследователя или на поставленные перед ним задачи), раздражительно, критически или дифензитивно (неуверенно), «опускает руки», обвиняет себя, могут иметь место какие-либо невротические проявления, воспринимает неудачу равнодушно, реалистически или усиленно предпринимает попытки решить проблему. Особое место занимает наблюдение за тем, насколько внимателен ребенок. Необходимо проследить, поглощен работой обследуемый или он не сосредоточен. В последнем случае отметим свое мнение о причи­нах этой несосредоточенности (беспокойство — воздействие внешних факторов — недостаточная гибкость мышления — отсутствие интереса), а также выясним постоянно ли внимателен и сосредоточен.

В заключение первой части карты приводим перечень основных признаков некротических проявлений, которые можно наблюдать непосредственно во время обследования: игра руками, одеждой, предметами  — бегающий взгляд — шмыгает носом — гримасничает, кусает ногти, губы — сосет пальцы — краснеет, бледнеет — вертит пинтой, пожимает плечами — плачет — пугается — засматривается, потеет — дрожь в руках — запинается — бормотание — много говорит — неуравновешенность разговора — мутизм — беспокойство – рассеянность — чрезмерная утомляемость — быстрая возбуждаемость — истерический смех — чрезмерная нерешительность.

Надеюсь, что статья о первом разделе карты «Наблюдение» стала вам полезной.

В следующей статье рассмотрим схему ведения беседы с ребенком. До новых встреч!

Комментариев нет

В рубрике Актуально, Новости, Психолог-коуч, Работа с трудными детьми и подростками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *