Метод работы с картой наблюдения

metod-rabot-s-kartoy-nabludeniye

Метод работы с картой наблюдений

Метод работы с картой наблюдения следует использовать в процессе всего психологического обследования одновременно с применением тестирования и других методов. Запись психолог производит непосредственно в карте, используя при этом символы, которые позволяют отразить, например, наличие или интенсивность отдельных проявлений ребенка, идет ли речь о сделанных выводах или об итогах визуальною наблюдения. Рекомендуем использовать следующие символы:
1) зачеркиванием психолог обозначает наличие определенной характеристики;
2) обводя термины кружком, имеем в виду среднее значение данной характеристики (например, для характеристики «сила голоса» кружок обозначает среднюю его силу);
3) подчеркиванием обозначаем интенсивность пли частоту проявлений;
4) двойным подчеркиванием обозначаем высокую интенсивность или частоту проявлений;
5) подчеркиванием пунктирной линией обозначаем случаи, когда та или иная характеристика проявляется в меньшей степени, чем она приведена в карте (например, легкое запинание в разговоре);
6) крестиком обозначаем проявление характеристики, противоположной приведенной в карте; напомним, что в случае двойных противоположных по значению характеристик, например, низкий — высокий, в карте отмечаем только одну из них;
7) двойным кружком обозначаем интенсивность характеристики, Противоположной той, которая приведена в карте (например, высокий — очень низкий).
8) волнистой линией обозначаем предположение о наличии данной характеристики.
Вполне понятно, что использование всех символов около каждого выражения, приведенного в карте, вряд ли возможно. Там, где мы хотим отразить интенсивность или частоту путем использования символов, можно построить некую шкалу. Например, для понятия "сила голоса» с помощью символов можно отразить силу голоса от очень сильного крика до совершенно тихого шепота.
В тех случаях, когда характеристика не совсем полно описывается набором символов, можно ограничиться уже сделанными обозначениями, например, при отражении признаков невротического состояния.
Несмотря на то, что предлагаемый метод записи сравнительно прост и не должен быть помехой в процессе обследования, в некоторых ситуациях использование карты обусловливает взаимоотношения исследователя и обследуемого несколько иначе, чем в общем случае, когда психолог время от времени делает какие-то пометки и заглядывает в какие-то бумаги, например, при использовании методов тестирования. Применение предлагаемого метод работы с картой наблюдения может повысить авторитет психолога, но и может создать напряженную атмосферу или вызвать недоверие. Поэтому прежде чем приступить непосредственно к записям нужно указать необходимые сведения об обследуемом на обратной стороне карты: адрес, дату рождения и т.п., то что ребенок многократно указывал при различных обстоятельствах, поэтому, как правило, он не обращает внимания на запись этих сведений психологом, и карта может стать менее «подозрительной», менее заметной. В случае, если ребенок все-таки заинтересуется нашим пособием, мы можем ему объяснить, что это карта, в которой мы делаем необходимые пометки или она помогает нам ничего не забыть. Нет необходимости говорить о том, что реакция ребенка на это может представить дополнительные сведения о нем.
В следующей статье рассмотрим более подробно первый раздел предлагаемой карты наблюдения.

Комментариев нет

В рубрике Актуально, Новости, Психолог-коуч, Работа с трудными детьми и подростками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *