МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И БЕСЕДЫ

metod-nablyudeniya-i-besed

метод наблюдения и беседы

Рассмотрим подробнее первый этан диагностики -— метод наблюдения и беседы. Здесь целесообразно использовать специальную карту в качестве вспомогательного средства. Предлагаемая «Карта наблюдения и ведения разговора» предусмотрена как простое и практичное пособие для психологов, работающих с детьми. Она предназначена для обследования детей школьного возраста, т.е. приблизительно от шести до шестнадцати лет. Позволяет легко и просто регистрировать особенности поведения ребенка в процессе диагностики, составной частью которой являются применение тестов и ведение разговора. Состоит она из двух частей: непосредственного наблюдения и темы для беседы.
Кроме облегчения процесса записи, карта предназначена для напоминания психологу о тех вопросах, которыми он при обследовании ребенка еще не занимался, но рассмотрение которых часто бывает полезным. Еще раз подчеркиваем, что карта может служить шаблоном и не должна сводить сложное, тонкое искусство наблюдения и ведения разговора к однообразной, рутинной работе или же каким-либо другим способом ограничивающим. труд психолога. Кроме того, карта ни в коей мере не может заменить те записи, которые консультант делает непосредственно после окончании обследования, а является только образцом для их сопоставления или дополнением к ним. Учитывая то обстоятельство, что карта будет представлять собой часть документации психологического аспекта наблюдения, она может быть полезна в случаях повторного обследования и особенно тогда, когда обследование будет проводиться другим специалистом.
Отправная точка написания цикла статей на данную тематику — анализ процесса психологического обследования, на основе которого мы определили круг основных вопросов, необходимых для проведения непосредственного наблюдения.
При выборе тем для беседы мы исходили из нормативных характеристик, соответствующих указанной ранее возрастной группе.
После изучения хода ряда психологических обследований и отчетов мы частично дополнили наш словарь наиболее употребляемыми терминами из области психопатологии. Некоторую информацию мы получили также в результате изучения специальной литературы, рассмотрения некоторых схем и оценочных шкал, применяемых на практике при обследовании в клинических условиях. Мы надеемся, что наши статьи будут достаточными и представят все те характеристики, которые обычно рассматриваются при обследовании детей вышеуказанного возраста, с того широкого круга вопросов, которые решает детский психолог, используя метод наблюдения и беседы.
Необходимость естественности и непринужденности в ходе общения с ребенком вынуждает принять некоторые меры предосторожности. Прежде всего, следует как можно чаще использовать различные сокращения. Это целесообразно в тех ситуациях, когда пациент пытается «подсматривать» в карту. Для этой же цели лучше зашифровать некоторые выражения, главным образом негативные.
Далее, в случае двойных сопоставлений (например, низкий — высокий) эффективно использовать только одну характеристику и ограничить перечисление понятий там, где речь идет об отражении интенсивности или частоты. Обозначения, которые мы предлагаем в качестве замены, мы приведем в дальнейших статьях.

Комментариев нет

В рубрике Актуально, Новости, Психолог-коуч, Работа с трудными детьми и подростками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *