Диагностика типов трудновоспитуемости

diagnostika-tipov-trudnovospituemosti

Диагностика типов трудновоспитуемости

Диагностика типов трудновоспитуемости состоит из ряда этапов. На подготовительном этапе психолог собирает сведения о ребенке от лиц (родителей, учителей, друзей …), обратившихся с просьбой о консультации. Сведения следует собирать исходя из схемы, входя в инструктивные документы. Если к психологу обратился подросток, работа начинается сразу с первого этапа.


1 этап — беседа с ребенком. Главное в ходе беседы — установление с ним контакта. Если это не удается, следует переходить к применению проективных методик, не затрагивая более те темы, которые являются аффектогенными зонами, и не навязывая не навязывая ребенку контакт.
Разговаривая с ребенком, рекомендуется придерживаться предлагаемой далее схемы. При этом, естественно, порядок предъявления тем, их конкретизация, вопросы и реплики психолог подбирает сам в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Внешность ребенка и его поведение во время беседы также фиксируется в соответствии с предлагаемой схемой.
Второй этап — диагностическое обследование. Практически всегда этот этап осуществляется совместно с первым — беседой.
Более того мы даже рекомендуем начинать беседу с несложных тестовых заданий (даже камуфляжных) в тех случаях, когда есть, что установление контакта с ребенком будет усложнено. В любом случае беседа проходит более естественно и непринужденно, когда она как бы вытекает из обсуждения результатов выполнения по методикам. Поэтому психолог уже до начала беседы должен составить список методик, которые он собирается применять исходя из прогноза, составленного по сведениям, полученным на подготовительном этапе. Важно продумать также порядок предъявления методик: от нейтральных к личностно-значимым; от легких к трудным, чередуя вербальные, невербальные, рисуночные, игровые.
Готовясь к проведению первого и второго этапов диагностики типов трудновоспитуемости, следует учитывать основное требование: беседа и диагностическое обследование не должно длиться более чем 60—90 минут для подростка и 35—50 минут для детей младшего возраста.
Третий этап —анализ результатов, формирование предварительного анализа. На основании всех полученных данных экспериментального обследования, беседы, внешнего облика и сведений подготовительного этапа психолог предположительно определяет тип трудновоспитуемости ребенка.
Четвертый этап – проверка правильности постановки диагноза, соответствие его поведенческим проявлениям ребенка. На этом этапе психолог собирает необходимые сведения о ребенке от значимых лиц его ближайшего социального окружения, выясняет особенности социальной ситуации в развитии ребенка (в семье, школе), соответствие представлений ребенка реально существующим отношениям в наиболее значимых сферах его жизнедеятельности. При необходимости при проведении диагностики типов трудновоспитуемости психолог может повторить первый и второй этапы в целях уточнения неясных ему вопросов либо проведения дополнительных экспериментально-диагностических обследований.
Пятый этап – окончательная постановка диагноза и разработка программы психокоррекционной работы.
В следующих статьях мы рассмотрим подробнее первый этап диагностики – особенности применения метода наблюдения и беседы.

Комментариев нет

В рубрике Актуально, Воспитательная система, Новости, Работа с трудными детьми и подростками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *