Как научиться писать сочинение-рассуждение

Как научиться писать сочинение-рассуждение — вопрос, который мучает всех старшеклассников. Давайте вместе попробуем разрешить эту проблему.

Чтобы получить за сочинение-рассуждение ОГЭ 9.3 высокий бал, необходимо придерживаться некоторых правил.

Первое — нужно правильно растолковать значение определенного слова. Прочитайте задание 9.3. Обратите внимание на фразу: «Как вы понимаете значение выражения…» Существует несколько способов толкования слова:

  1. Описательный — перечисляются признаки или явления, которые надо растолковать. Например: Сильный характер, или просто характер — способность человека проявлять свою силу: настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.
  2. Синонимический — объясняется значение слова, перечисляя его синонимы. Например: Нравственный ВЫБОР — это осознанно принятое человеком РЕШЕНИЕ при ответе на вопрос, как поступить в сложной ситуации.
  3. Отрицательное определение — объясняется значение слова, используя его антонимы. Например: Нравственный выбор — это отсутствие духовной пассивности в сложной жизненной ситуации.
  4. Отсылочный — объяснение значения слова путем соотнесения его с другим понятием. Например: Нравственный выбор — это выбор между добром и злом в проблемной ситуации.

Помните, что в сочинении-рассуждении 9.3 должно быть четыре абзаца.

  1. Определение слова и комментарий к определению
  2. Первый пример-аргумент из текста.
  3. Второй аргумент из жизненного опыта (в том числе из книг).
  4. Заключение.

Приступая к работе над сочинением, внимательно прочитайте текст. Первый абзац рекомендую начинать со стандартной фразы. Например: «Что такое сильный характер? Попробуем разобраться в смысле данного понятия». Далее вы даете определение понятия «сильный характер». Для того, что бы получить максимальный бал по критерию С3К1 необходимо кроме толкования слова дать его комментарий — как то слово понимается в обществе или, как его понимаете вы. комментарий пишется сразу после определения и начинать его лучше с фразы «Я думаю…» Например: «Я думаю, что, в первую очередь, это выбор между добром и злом, верностью и предательством, любовью и ненавистью. А в таких ситуациях человек оказывается достаточно часто».

Второй абзац вы начинаете с красной строки — первый пример-аргумент из текста. Чтобы получить максимальный бал по критерию С3К2, необходимо привести один или два аргумента из прочитанного текста. Начните со стандартной формулировки: «Чтобы подтвердить сказанное, давайте обратимся к тексту (ФИО автора текста)». Затем своими словами записываете аргумент, не забывая в скобках указывать номера предложений, и даем пояснение.

Третий абзац также записывается с красной строки — пример-аргумент из жизни. Примерами-аргументами могут быть:

  1. Примеры из читательского опыта.
  2. Исторические/научные факты.
  3. Высказывания известных писателей, мыслителей, ученых.
  4. Высказывания специалистов (например психологов).
  5. Личные наблюдения.

Начать третий абзац можно стандартной фразой: «Проиллюстрировать данное понятие можно примером из литературы». Называем автора, название произведение и своими словами описываем пример.

Четвертый абзац — заключение. Начать его можно со стандартной фразы. Например: «Надеюсь мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мной определения».

Инна Савицкая

Я учитель русского языка и литературы. Очень люблю свою профессию. Всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Считаю, что не только я их учу, но и они учат меня.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.