Когда не сидится на месте

Сегодня я хочу поговорить еще об одной проблеме, которая стала проявляться в последнее время в школе. Расскажу историю со слов учителя начальных классов.

Едва этот мальчик перешагнул порог 1 класса, у учительницы защемило сердце: она проработала в школе много лет и неплохо разбиралась в психологии своих детишек. Сомнений не было: новенький был расторможен, суетлив, ни секунды не сидел на месте. Его перевели сюда их другой школы, и учительница понимала, что это случилось из-за трудного поведения ребенка. Ну, теперь прощай покой, — подумала она. — Никому житья не будет: ни ученикам, ни педагогам, ни обслуживающему персоналу.

Учительница помнила, что и в прошлые годы в классе всегда встречались 1-2 ученика с чрезмерной возбудимостью, двигательной расторможенностью, непоседливостью. Из-за этого они не могли спокойно сидеть за партой, вертелись, мешали другим, беспричинно смеялись.  Поначалу их воспринимали как невоспитанных детей, требовавших усиленного контроля, но вскоре педагоги приходили к выводу, что если невоспитанность и имела место, то она сочеталась с какими-то отклонениями со стороны психики детей. Эти отклонения предрасполагали к невоспитанности, отбивали у родителей и учителей охоту заниматься такими детьми. Одних из них направляли к врачу, и тот принимался лечить их (нередко в стационаре), других переводили на индивидуальное обучение, но подавляющее большинство продолжала учиться в школе. Учительницу больше всего поражало то, что через несколько лет все или почти все подобные дети выправлялись, вели себя нормально и никаких нареканий уже не вызывали. Их чрезмерная подвижность обнаруживалась в 1 классе, а к 7 классу у большинства она уже проходила. Учительница заметила также, что мальчиков эта особенность встречается чаще, чем у девочек, и самое главное — она редко бывает изолированным, единственным признаком какой-то патологии, обычно сочетаясь с другими психическими нарушениями. Каковы же причины и механизмы такой двигательной расторможенности?

Пока ребенок созревает, он проходит рzд определенных этапов. Эти этапы постепенно усложняются, дифференцируются. Пока ребенок грудной, у него почти не развита психика, и на все воздействия он реагирует соматическими и вегетативными симптомами: повышенной температурой, рвотой, нарушением питания т.д. Став постарше, он достигает следующего уровня развития — психомторного. Поэтому все неблагоприятные воздействия в 4-7 -летнем возрасте вызывают нарушения со стороны двигательной сферы: появляется расторможенность, или заторможенность, либо нарушения координации движений (например, тики и заикания). Потом наступает третий уровень развития, для которого уже нехарактерны двигательные расстройства и они постепенно сами по себе проходят; ведь возрастной этап закончился — закончились и типичные для него нарушения.

Да, причин, вызывающих чрезмерную суетливость, — бесчисленное множество. Перечислить их невозможно. Это и родовая травма, и ушибы головы в раннем возрасте, и инфекционные заболевания, и многое-многое другое. Неблагоприятные воздействия могут произойти задолго до наступления психомоторного уровня развития, но, как только ребенок достиг этого этапа, все его нарушения будут окрашены в «двигательные тона». В болезни всегда заостряется то, что присуще здоровым людям, а ведь здоровым дошкольникам в первую очередь свойственно бегать.

Как должны действовать педагоги и родители, когда ребенку не сидится на месте?

В моей практике тоже встречались дети с подобными нарушениями. Ребенок в начальной школе был просто неуправляемый: он бегал, прыгал, на уроке мог зацепить всех, кто сидел рядом. Если ему делали замечания, он взрывался: начинал кричать, ругаться, мог начать драться даже с учителями. Если сильно разгневается, мог начать переворачивать парты. У учителей для него были только негативные эпитеты. Часто звучали высказывания о том, что его необходимо отправить в психушку. Учителя его обзывали придурком, орали на него, наказывали, вызывали в школу родителей. Однако, все эти меры не приносили пользы. Я обратила внимание, что на меня и еще двух учителей, ребенок реагирует совершенно адекватно. Если в момент истерики появлялся кто нибудь из нас троих, ребенок довольно быстро успокаивался. Почему? Потому, что мы не кричали, не унижали, давали ему возможность успокоить, старались увести его из проблемного окружения. Т. е. мы спасали его. Да, я взвесив все за и против, пришла к выводу, что ребенку нужна помощь психиатра. Очень аккуратно я завела об этом речь с мамой. И в приватной беседе мама сказала, что они обращались к психиатру, получили рекомендации, которым следуют. По словам психиатра ребенок перерастет. И действительно, к 7 классу мальчик почти полностью изменился.

Вывод: взрослые должны постоянно контролировать таких детей, нужно постоянно формировать в них стремление к самостоятельности, чувство ответственности, обязательности, дисциплинированности. Их следует не столько наказывать, сколько вырабатывать у них чувство раскаяния за недисциплинированность, лишать поощрений и поощрять за примерное поведение. В некоторых случаях необходимо игнорировать их бесчисленные капризы. Эта работа длительная и кропотливая: чем раньше она начнется, тем быстрее будет эффект.

Комментариев нет

В рубрике Актуально, Воспитательная система, классному руководителю, Работа с трудными детьми и подростками, родителям на заметку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *